Деятельность музеев неизбежно связана с авторским правом.
Фотографии экспонатов
Музей имеет право воспретить доступ к экспонатам, которые как материальные объекты, как собственность, принадлежат в его лице к примеру государству. Как и любой человек, в доме которого висит принадлежащая ему картина, администрация может допустить или не допустить к ней человека с фотоаппаратом, кинокамерой. Кроме того, музей, как хранитель доверенной ему государством собственности, обязан заботиться о сохранности экспонатов, и если воспроизведение (фотографирование, например) приносит вред картинам или фрескам, его администрация вправе запретить пересъемку экспонатов.
Что касается права музея брать плату за фотографирование, съемку на камеру и т.д., как и за посещение, то в целом надо помнить, что каждый посетитель при входе в музей по сути заключает с ним договор, согласно которому посетитель обязан подчиняться внутренним правилам музея, скажем, не трогать или не фотографировать экспонаты. За это музей обеспечивает ему ряд услуг: доступ к коллекциям, или к примеру разрешение фотографировать, — и взимает за это плату. Входной билет является материальным выражением такого договора.
Статья 36 закона «О музейном фонде Российской Федерации» гласит, что производство изобразительной, печатной, сувенирной и другой тиражированной продукции и товаров народного потребления с использованием изображений музейных предметов и музейных коллекций, зданий музеев, объектов, расположенных на территориях музеев, а также с использованием их названий и символики осуществляется с разрешения дирекций музеев.
Согласно этому закону запрещается использовать в коммерческих целях и для изготовления продукции изображения музеев и музейных экспонатов, предметов и коллекций без разрешения самих культурных учреждений. Причем касается этот запрет даже фотографий.
Как получить разрешение музея
Какой-либо установленной формы для заключения соглашения с музеем нет. Каждое культурное учреждение решает самостоятельно, как им договариваться с предпринимателями. Договор в том числе может заключаться на коммерческой основе, таким образом, музей получает дополнительное финансирование.
На практике это может происходить путем уведомления музея о желании использовать изображения музейных объектов в коммерческих целях, затем идет обсуждение с музеем условий договора и его заключение.
В некоторых музеях приказами дирекции разработаны и утверждены расценки за использование изображений культурных ценностей, находящихся в музее, в некоторых — размер вознаграждения, который определяется индивидуально в каждом конкретном случае.
Право использовать изображения музейных предметов, коллекций и зданий, а также использовать их названия и символику может быть предоставлено музеем по гражданско-правовому договору. Специальной формы законодательство не предусматривает, но свобода договора не ограничивает в этом праве стороны.
Во-первых, предприниматель может даже не знать, что объект относится к музейным предметам — в суде этот факт может подтверждаться выписками из инвентарных книг и тому подобными доказательствами, к которым обычно есть доступ только у самого музея.
Во-вторых, суды запрещают не только прямое копирование музейных объектов, но и использование их различных переработок (например, дело Ие Йоц и Эрмитажа).
В-третьих, музей не ограничен в определении размера своего вознаграждения: каких-то стандартных тарифов не существует, что сильно осложняет работу коммерсантам.
Если же репродукция (копия, снимок) картины уже сделана, и доступа к фондам музея не требуется, то при дальнейшем воспроизведении данной копии вступают в силу авторские права автора копии (снимка и т.д.), которые необходимо соблюдать. Автору копии (снимка) необходимо, однако, уметь доказать:
а) что воспроизведение носило творческий характер и, следовательно является произведением искусства;
б) что именно его копия (снимок, репродукция) была использована для дальнейшего воспроизведения. Однако музея это уже не касается и принадлежит к области отношений между фотографом и, скажем, издателем. Просить у музея разрешения воспроизводить далее и распространять такую копию предмета искусства по закону нет необходимости.
Покупка экспоната
Что касается самого музея, то, приобретая экспонат, музей должен учитывать, что в таком случае он покупает (или берёт на хранение) лишь материальный носитель произведения, а право разрешать его воспроизведение (копирование) и распространение принадлежит автору или его наследникам, или тем, кому он это право передал по договору. Директорам музеев можно посоветовать всегда оговаривать эти вопросы с продающим экспонат и, при согласии последнего на передачу авторского права наряду с самой картиной (рукописью), заключать два договора: на приобретение картины (рукописи) в собственность и на передачу музею имущественных авторских прав воспроизводить и распространять произведение.
Авторское право на название музея и название мероприятий организованных музеем
Регистрация названия компании сложный, трудоемкий и длительный процесс. Однако, после получения свидетельства, компания становится обладателем дополнительного актива, который можно будет продать, передать в пользование по лицензионному договору или увеличить капитализацию компании. Название, на которое получено свидетельство на товарный знак – важный коммуникативный элемент бренда. Название музея, является той узнаваемой частью бренда, которое позволяет выделять из линейки похожих услуг. Очень важно, чтобы название отвечало всем необходимым требованиям установленных законодательством.
Регистрация (названия) товарного знака не является обязательной. У каждого производителя или предпринимателя есть возможность его зарегистрировать, для того, чтобы получить исключительное право на какое-то обозначение. Такое исключительное право пользоваться и распоряжаться товарным знаком возникает только с момента его регистрации. Факт регистрации означает, что любое лицо, использующее на территории РФ тождественный или сходный с зарегистрированным вами товарный знак, нарушает закон. Регистрация знака позволяет только вам в РФ использовать зарегистрированное обозначение.
Зарегистрированный товарный знак обладает двумя преимуществами: рекламным и защитным.
При активном продвижении музея на рынке услуг рекламная функция заключается в том, что такое обозначение потребитель будет связывать только с вами.
Защитная же функция обеспечена тем, что никто другой не сможет предъявить вам претензию по факту неправомерного использования зарегистрированного обозначения. А при обнаружении фактов использования вашего знака другими лицами, вы сможете отстаивать свои интересы в законном порядке: потребовать прекратить нарушение, удалить незаконно используемое обозначения с товаров, упаковки, вывесок, деловой документации и проч. А также потребовать через суд материальной компенсации за нанесенный вам ущерб или упущенную выгоду. Правами на какое-то обозначение (словесное, изобразительное, комбинированное) обладает по закону то лицо, которое первым зарегистрировало знак, а не то, которое раньше начало его использовать.
О процедуре регистрации
Сначала оформляется и подается заявка на регистрацию товарного знака в федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности. Орган находится в Москве, представительств и филиалов в регионах данный орган не имеет. Там же она и рассматривается. Срок рассмотрения заявки, до принятия по ней решения составляет около 12 месяцев. Есть возможность ускоренной регистрации, примерно в течение 5 месяцев.
Сначала по заявке проводится формальная экспертиза – 1 месяц, проверяется правильность оформления документов, размеров уплаченных государственных пошлин. По завершении этого этапа заявитель получает приоритетную справку. Дальше следует экспертиза заявленного обозначения по существу, в ходе которой знак проверяется на соответствие нормам закона. Далее выносится решение о регистрации или об отказе.
В случае желания закрепить свое право на международных рынках, необходима регистрация товарного знака (наименованию) во Всемирной организации интеллектуальной собственности (ВОИС), заявка на международную регистрацию подается в Швейцарию через Российское Патентное ведомство. Условия регистрации. Для регистрации товарного знака в странах-участницах Мадридского соглашения необходимо наличие российского свидетельства на товарный знак. Для регистрации товарного знака в странах-участницах протокола к Мадридскому соглашению наличие свидетельства российского Патентного ведомства не является обязательным условием. Заявка на регистрацию товарного знака, как в странах-участницах Мадридского соглашения, так и в странах, подписавших Протокол, называется смешанной.
Процедура регистрации
- Заявка подается в Федеральный институт промышленной собственности РФ. К заявке необходимо приложить документ, свидетельствующий об уплате установленных пошлин.
- В течение 4-х месяцев ВОИС присылает сертификат, свидетельствующий о принятии заявки к рассмотрению, и включает знак в бюллетень международных товарных знаков.
- Если в течение года после получения сертификата не получено никаких отказов или запросов из Женевы, то поданный товарный знак считается зарегистрированным по всем странам, указанным в заявке.
В тех странах, где знак получит охрану, Вы сможете передавать права на его использование на основе лицензионных договоров в письменной форме, зарегистрированных в национальных Патентных ведомствах.
Словесный товарный знак
Согласно пункту 2.2 Правил составления, подачи и рассмотрения заявки на регистрацию товарных знаков словесным товарным знаком могут выступать различные единицы языка:
сочетания букв;
слова;
словосочетания;
предложения;
иные единицы языка в различных сочетаниях.
Первое преимущество – запоминаемость.
Чего стоит один только пример «Кока-колы», ставшей самым популярным брендом в мире.
Второе преимущество – это возможность, используя творческий подход, сделать оригинальным, привлекательным и эффектным. В качестве примера можно привести «Max Factor».
Третьим преимуществом можно назвать возможность в товарных знаках употреблять слоганы, что позволяет использовать и в их отношении охрану интеллектуального права.
Товарный знак и знак обслуживания
Знак обслуживания – это средство индивидуализации услуг, в то время как товарный знак – продукции. Он ставится на товарах организации, позволяя потребителям выбирать среди множества брендов только те, чьи характеристики удовлетворяют их запросы.
Правовой режим, в котором функционируют оба этих объекта промышленной собственности, одинаково, и это отражено в Гражданском кодексе РФ (ст. 1477). Поэтому в тексте закона употребляется один термин – «товарный знак», но подразумевается, что все то же самое касается и знаков обслуживания.
В нормативных актах РФ используются только термины «товарный знак» и «знак обслуживания», но на практике люди обычно используют различные синонимы – логотип, бренд, торговая марка и т. д. При этом бренд является очень широким понятием, которое не сводится к одному лишь коммерческому обозначению, а торговая марка является синонимом товарного знака (дословный перевод англоязычного термина «trademark»).
Охранным документом, выдаваемым при регистрации знака обслуживания или товарного знака в соответствующем государственном реестре, является свидетельство. Оно, во-первых, закрепляет исключительное право владельца данного обозначения на использование его для маркировки товаров либо услуг, перечисленных в том же в документе, и, во-вторых, фиксирует приоритет знака – ту дату, когда была подана заявка на его регистрацию.
Владельцами знаков обслуживания и товарных знаков в РФ могут быть ИП и юридические лица, что зафиксировано в статьях 1477 и 1478 Гражданского кодекса. Физические лица такого права не имеют.
Как и товарные знаки, знаки обслуживания делятся на несколько разновидностей
словесные (текстовые);
графические (визуальные);
объемные, или трехмерные (обычно в качестве таких знаков регистрируется упаковка товара либо его форма);
комбинированные – содержащие в себе элементы вышеперечисленных типов;
звуковые;
цветовые, позиционные;
осязательные, или тактильные.