Статья посвящена чрезвычайно обширной теме — музеям. Чтобы не пытаться объять необъятное мы начнём с вопросов организационно правовой формы, учредителя музея и органов управления.
Нашей правовой базой будут гражданский кодекс Российской Федерации и Федеральный закон о музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации №54-ФЗ от 26 мая 1996 года.
Так вот, статья 26 указанного закона гласит, что музеи в Российской Федерации создаются в форме учреждений для осуществления культурных, образовательных и научных функций некоммерческого характера.
Подчёркиваю – в форме учреждения и некоммерческого характера.
Ключевые особенности.
У частного учреждения – только один учредитель, и участие в процессе нескольких лиц не предусмотрено.
Это – унитарная организация.
Создаётся для решения конкретных задач, то есть, это – не многофункциональная организация, а субъект, преследующий определённые цели и занятый в одной сфере, например, науки, образования, культуры, медицины или спорта. Ярким примером может послужить частный музей.
В качестве альтернативы юридическое лицо может быть создано в форме фонда, преследующего культурные, образовательные или иные социальные, общественно полезные цели. Однако фонд не будет подпадать под действие Федерального закона от 26.05.1996 № 54-ФЗ. Что однозначно лишит его многих, необходимых деятельности музея, преимуществ.
В учреждении форма оперативного управления на имущество, которое передается собственником — учредителем, совпадает с формой закрепления музейных предметов и музейных коллекций частного музея. Общественные организации, фонды и иные некоммерческие организации указанным критериям не соответствуют.
Учреждение создается собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера. В статье 27 Федерального закона от 26.05.1996 № 54-ФЗ эти функции и цели прямо указаны, а именно осуществление просветительной, научно-исследовательской и образовательной деятельности; хранение музейных предметов и музейных коллекций; выявление и собирание музейных предметов и музейных коллекций; изучение музейных предметов и музейных коллекций; публикация музейных предметов и музейных коллекций.
А вот требования к созданию и деятельности учреждения как раз установлены Гражданским кодексом РФ.
Музеи бывают государственные и негосударственные. Учредителями негосударственных музеев могут быть физические и юридические лица. Организационно правовая форма будет Частное учреждение или Частное некоммерческое учреждение. Регистрирует музеи Министерство юстиции.
Обратите внимание, что среди кодов видов деятельности должен быть 91.02 Деятельность музеев.
Высшим органом управления является учредитель, который также имеет законное право взять на себя функции единоличного исполнительного органа.
Частное учреждение отличается от всех прочих некоммерческих организаций. Основное отличие – ЧУ не является полноправным владельцем закреплённого за ним имущества. Кроме того, частное учреждение распоряжаются имеющимися активами с согласия собственника, который может и являться его учредителем.
Частное учреждение не вправе получать доходы от членских взносов, так как оно является организацией, где членство изначально не предусмотрено, и в первую очередь, это касается учредителя.
Закрепление музейных предметов и музейных коллекций за негосударственными музеями производится собственником после их включения в государственный каталог в соответствии с законодательством Российской Федерации на праве оперативного управления.
Важный момент, закон прямо указывал на то, что собственником имущества учреждения является учредитель. Учреждение же имеет лишь право оперативного управления на имущество, которое собственник закрепил за учреждением или приобрело по иным основаниям.
Вернёмся к Гражданскому кодексу Российской Федерации. Кодекс предусмотрел следующие виды учреждений:
- частное учреждение, где учредитель — гражданин или юридическое лицо;
- государственное учреждение, где учредитель — Российская Федерация или ее субъект;
- муниципальное учреждение, где учредитель — муниципальное образование).
При создании учреждения не допускается соучредительство нескольких лиц. Следовательно, у любого вновь созданного учреждения может быть только один учредитель. Созданные до 1 сентября 2014 года не подлежит ликвидации по такому основанию, но должны быть преобразованы, за исключением государственного или муниципального учреждения в автономную некоммерческую организацию или фонд.
В отношении любого учреждения (независимо от его вида) Гражданский кодекс РФ установил следующие правила.
Во-первых, учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами, а также иным имуществом в случаях, установленных в законе. Если денежных средств или имущества будет недостаточно, собственник соответствующего имущества будет нести субсидиарную ответственность по обязательствам учреждения. Такие случаи предусмотрены для государственного и муниципального учреждения, а также для частного учреждения.
Во-вторых, органом управления учреждения является его руководитель, назначаемый учредителем. Руководителя можно избрать коллегиальным органом, после чего избранного руководителя должен утвердить учредитель. Кроме того, учредитель может принять решение о создании подотчетных ему коллегиальных органов учреждения.
Гражданский кодекс РФ предусмотрел следующее: учреждение не отвечает по обязательствам собственника своего имущества;
Учреждение, как и сейчас, отвечает по своим обязательствам денежными средствами, находящимися в его распоряжении. При их недостаточности собственник имущества учреждения несет субсидиарную ответственность по его обязательствам.
Некоммерческой организации не возбраняется заниматься деятельностью, приносящей доход, но только если это отображено в учредительных документах.
Продолжение следует.